ФЕСТИВАЛИ И СОБЫТИЯ

МИСТЕРИЯ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

2019 / Город Чехов (Московская область)

Заказчик и организатор: Благотворительный Резервный Фонд Александра Лебедева

Продюсеры: Антон Кочуркин, Юлия Бычкова

Режиссер-постановщик: Юрий Квятковский

Художник-постановщик: Руслана Османова

Либретто: Михаил Дегтярев

Композитор: Николай Попов

Хореограф: Александр Шуйский
В декабре 2019 года Чеховский завод энергетического машиностроения (ЧЗЭМ), принадлежащий одной из бизнес-структур Александра Лебедева, на один день превратился в театральную сцену – станки замолчали, а рабочие завода, перемешавшись с приглашенными артистами, устроили для избранной публики грандиозное иммерсивное шоу на стыке оперы, балета, перформанса и драматического спектакля. Представление в постановке Юрия Квятковского, рассказывавшее о заводской жизни и процессах, связанных с производством, через призму искусства, стало своеобразным прологом к запланированным собственником предприятия преобразованиям – было решено вывести часть мощностей и организовать на освободившихся площадях культурно-досуговое пространство, которое стало бы местом притяжения для жителей Чехова и туристов из регионов. Так что «Мистерию высокого давления» уместно рассматривать и как высокохудожественную PR-акцию в поддержку проекта редевелопмента общегородского значения.

Слово «мистерия» в названии site-specific действа на ЧЗЭМ намекало на атмосферу таинства и в то же время отсылало ко второму – малоизвестному – значению латинского слова misterium – «ремесло». Созерцающий мистерию приближается к истине, участвующий в ней – приобщается к чуду служения, или труда.

ЧЗЭМ существует с 1942 года и уже более полувека выпускает арматуру высокого давления, необходимую для ядерной и химической промышленности.

Представление, спродюсированное командой Бюро Никола-Ленивец, отдавало дань уважения истории места: основой для либретто стали инструкции по эксплуатации станков, интервью с рабочими, архивы предприятия; инструментами звукоизвлечения служили детали станков, заводские конструкции и продукция ЧЗЭМ, а декорациями – индустриальный антураж, холодный и величественно-брутальный.

Иммерсивный характер «Мистерии», а также обилие задействованных постановщиками средств художественной выразительности – от медиаэкранов до лазеров – позволили вовлечь десятки приглашенных гостей в мистико-креативный процесс практически на всех уровнях, не только интеллектуальном. Множество восторженных публикаций в СМИ и блогах по итогам шоу подтверждают этот тезис.