Созданная в рамках 1-го триеннале современного искусства Japan Alps Art Festival инсталляция Николая Полисского «Бамбуковые волны» служит яркой иллюстрацией творческих принципов художника – это экологическая устойчивость, уважение к контексту и вернакулярность.
Триеннале проходит в живописной долине реки Такасе, среди рисовых плантаций, у подножия одного из трех горных хребтов Японских Альп – Хида, чьи пики в высоту достигают более 3 км. Сплетенные из гигантского бамбука при участии местных жителей конические фигуры, увенчанные странными завихрениями, которые навевают ассоциации с потоками ветра, обдувающими гористые склоны, – образ, вдохновленный ксилографиями, относящимися к направлению японского изобразительного искусства под названием «укиё-э».
В интервью «Российской газете» Полисский рассказывает об этом опыте: «…Со мной на встречу пришли японские старики. Они все знают про бамбук, как с ним работать, и мне они все объясняли. Конечно, вначале отнеслись ко мне с подозрением, как крестьяне обычно относятся к чужим. Но когда они поняли, что я вовсе не хочу им навязывать что-то чужеродное, а действительно пытаюсь понять этот материал, что-то новое в него вдохнуть, они стали со мной работать, подсказывать. У нас получилась вполне японская вещь».
Благодаря своей укорененности и подлинности работа Полисского идеально вписалась в локальный контекст. Кажется, словно его «Бамбуковые волны» всегда здесь стояли. Более того, не возникает и ощущения культурного диссонанса, будто российский художник приехал в Японию утверждать чужеземные ценности, а совсем наоборот – «русскость» Полисского здесь практически не считывается, она принесена в жертву целостности замысла, хотя почерк автора угадывается практически безошибочно.