АРТ-ОБЪЕКТ

Кому татор, а кому лятор

2024 / чехов

Автор: николай полисский
Полихроматическая инсталляция Николая Полисского «Кому татор, а кому лятор», придуманная специально для музыкально-художественно-научного фестиваля
Quantumland 2024 года и установленная на территории ЧЗЭМ «Энергомаш» в Чехове, — уже четвертая по счету арка-тетрапилон (четырехпутная арка) в портфолио «отца
русского ленд-арта»: в 2005 году были «Лихоборские ворота» (снесены в 2024-м), в 2011 году — «Пермские ворота» (снесены в 2024-м), в 2015 году — «Политехнические ворота» (перевезены в арт-парк «Никола-Ленивец» в 2016-м и переименованы в «Белые ворота»).

Важно отметить, что новая работа объединяет в себе сразу несколько характерных для творчества Полисского тем: во-первых, это рассуждение о преемственности русской культуры по отношению к культуре античности (тетрапилон — древнеримская типология), вообще о феномене вестернизации народов Азии, Африки, обеих Америк и Австралии — впервые художник затронул эту проблематику в начале 2000-х, соорудив на склоне,
спускающемся к реке Угре, акведук из снега; во-вторых, это продолжение серии экспериментов Полисского с «объемной живописью», запущенной с началом
строительства «Угруана» в 2019 году; наконец, в-третьих, это карго-скульптура, иронизирующая по поводу слепого преклонения перед прогрессом и в то же время
критикующая технофобов, которые призывают все вернуть взад, чтобы было «как при бабушке», аллегория извечной человеческой мечты о лучшем будущем для всех.

Название арт-объекта в Чехове отсылает к роману Бориса Пильняка «Голый год» 1922-го, точнее, к следующему отрывку оттуда:

«В Москве на Мясницкой стоит человек и читает вывеску магазина: „Коммутаторы, аккумуляторы“:
— Ком-му... таторы, а... кко-му... ляторы... — и говорит: — Вишь, и тут омманывают простой народ...!».

Полисский же никого не обманывает, а напротив, выступает в роли эдакого народного толкователя, который стремится примирить интересы простых людей, считающих каждую копейку и в принципе не особо интересующихся достижениями науки, и капиталистов,
делающих прогресс возможным. Вымоченные в краске обручи из лозы разноцветными кудряшками увивают каркас из орешника и стали, вызывая иллюзию перетекания и накопления энергии, сложных физико-химических процессов внутри некоего высокотехнологического — якобы — агрегата. Но для кого эта энергия, в чьих интересах работает агрегат, кому он приносит пользу? На эти вопросы нет ответа... И, наверное, не должно быть.

Роскошная импрессионистическая декорация, яркая как конфетти, ощутимо разнообразит заводской антураж и создает точку притяжения буквально из ничего. Задача вдохнуть в пространство ЧЗЭМ новую жизнь засим выполнена и даже, кажется, перевыполнена!