АРТ-ОБЪЕКТ

Красный сад

2021/ Москва, Красная площадь

Заказчики: Bosco di Ciliegi, ГК «Интеко»

Авторы: Николай Полисский, Андрей Филиппов, Аристарх Чернышев, Ринат Волигамси, Дмитрий Жуков, Роман Ермаков, Дмитрий Аске, Василиса Прокопчук и Евгений Брагин

Кураторы: Антон Кочуркин, Марина Федоровская

Продюсеры: Игорь Казаков, Юлия Бычкова, Иван Полисский

Дизайн: бюро Wowhaus
В июле-августе пандемийного (хочется добавить – благословенного) 2021 года перед главным фасадом ГУМа, архитектурного шедевра в стиле «а-ля рюсс», и по оси Мавзолея Ленина, еще одного шедевра, но на сей раз раннесоветской архитектуры, выросли восемь скульптур, представляющих разные направления современного паблик-арта – ленд-арт, концептуализм, постмодернизм, абстракционизм и другие.

Эта выставка под открытым небом, в окружении бесконечных культурных памятников и символов российской государственности, проходила под эгидой галереи «ГУМ Red Line» и называлась «Красный сад». Она собрала девять разных художников – от мэтров вроде Николая Полисского и Андрея Филиппова до молодых дебютантов вроде Василисы Прокопчук и Евгения Брагина. Однако, несмотря на сложный контекст и эстетическую разнонаправленность представленных работ, не случилось ни разнобоя, ни конфликта с окружением. Как тонко подметила один из кураторов Марина Федоровская: «Эклектика стала частью концепции, в которой разнообразие важнее, чем эстетическая цельность».

По правую руку от входа в ГУМ Николай Полисский установил витую колонну из орешника, увенчанную кудрявой, словно шевелюра поэта Есенина, капителью. Далее шли: скульптура Дмитрия Аске «После Макоши» в виде девушки, держащей небосвод, – своеобразный гимн феминности; работа «Гномон» Андрея Филиппова из нержавеющей стали – уполовиненный двуглавый орел, который «достраивается» до целого, отбрасывая тень; наконец, выкованная из металла композиция Дмитрия Жукова, парадоксальным образом отсылающая и к теме секса (рождения), и к теме смерти.

По левую руку можно было лицезреть: очередную композицию из серии «Танцующая ось пятого измерения» Романа Ермакова, на сей раз монохромную; декомпозированную Ринатом Волигамси советскую пятиконечную звезду из кортеновской стали; интерактивную инсталляцию Василисы Прокопчук и Евгения Брагина «Непроходимая чаща» – подвижную стену из веток; а также огромную античную голову со светящимся дисковым номеронабирателем вместо лица авторства Аристарха Чернышева.

За два месяца экспозицию посетили 10 млн. человек, о ней вышло свыше 250 публикаций в СМИ, включая десяток интервью с художниками и создателями проекта. После закрытия «Красного сада» шесть работ разъехались по территориям жилых комплексов ГК «Интеко». «Непроходимая чаща» уехала в Апатиты к Андрею Малахову, а «После Макоши» приглянулась хозяину Bosco di Ciliegi Михаилу Куснировичу, который разместил ее возле мануфактуры Bosco в Калуге.