АРТ-ОБЪЕКТ

Русское идеальное

2021 / Деревня Кольцово (Калужская область)

Заказчик: Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние»

Автор: Сергей Кузнецов

Рабочая документация: ТПО «Прайд»

Производство: Концерн «КРОСТ»

Куратор: Антон Кочуркин

Продюсер: Юлия Бычкова
Арт-объект «Русское идеальное», придуманный главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым для фестиваля «Архстояние» 2021 года, который проходил под девизом «Личное», кажется очень простым – и по задумке, и по исполнению, и по форме. Все это верно лишь в отношении формы: цилиндр есть цилиндр, и, как бы его ни называли иные остроумцы – «труба», «бочка», «ЦУБ», перед нами прежде всего цилиндрический каркас 12-метровой длины и диаметром 3,5 метра, который обшит 4-миллиметровыми листами из нержавейки, отполированными до блеска.

Если же говорить о задумке, то здесь нет ни политического подтекста, как в случае с провокационной инсталляцией эстонского архитектурного бюро Salto «Газовая труба» на Венецианской биеннале архитектуры 2008 года (почему неуместен ярлык «труба»), ни отсылок к Диогену и философской школе киников (почему неуместен ярлык «бочка»), ни ностальгии по позднему Советскому Союзу и армейской жизни (почему неуместен ярлык «ЦУБ»). «Русское идеальное», и правда, глубоко личное произведение – его образ родился из детских воспоминаний автора. Однако символизирует оно вполне прозаичные вещи – предоставим слово Сергею Кузнецову: «Мне показалось интересным сделать высказывание на тему, что на сегодняшний день считается совершенством в российской архитектуре, и показать, что высококлассные вещи можно делать массово и у нас в стране». Иными словами, этот арт-объект на свой лад развивает введенную в повестку еще Николаем Лесковым тему «левшизма», прославляя российских инженеров-конструкторов и российскую промышленность, и одновременно служит антитезой «плохой вещи» Ильи Кабакова.

Исполнена же эта инсталляция поистине филигранно, или, по выражению Григория Ревзина, «с точностью электронной промышленности»: 12-тонная конструкция, спроектированная на манер корабельного остова и собранная из металлических стрингеров и шпангоутов, имеет консольный вынос 8,5 метров и держится всего на шести стальных шпильках, правда, высокопрочных, которые вмонтированы в железобетонный «стакан» габаритами 2,2х3,5х2,3(h) метра, опирающийся на фундаментную плиту полуметровой толщины.

Работа Кузнецова стала «Инфоповодом года» по версии Медиалогии, получив признание как в России, так и за рубежом: по данным сайта stroi.mos.ru только за 2021 год по этой теме вышло 420 публикаций в отечественных СМИ и пятьдесят – в международных.