АРТ-ОБЪЕКТ

Священный табун мифических лошадей

2018 / Село Владимировка (Республика Саха)

Заказчики: Международная якутская биеннале современного искусства

Автор: Николай Полисский

Продюсер: Иван Полисский
Спустя почти что десять лет с момента создания инсталляции «Охотничьи трофеи», которую уместно рассматривать в том числе как аллегорию мортального начала в европейской культуре, Николай Полисский по приглашению кураторов паблик-арт программы V Якутской биеннале современного искусства 2018 года Сабины Чагиной и Юлии Василенко создал в деревеньке под Якутском с населением немногим более ста человек очередную итерацию «Трофеев», но на сей раз проникнутую духовностью, обращенную к местным фольклорно-мировоззренческим традициям и верованиям.

99 сплетенных из тальника – лозы, произрастающей в сырой местности, – фигур лошадей рассыпаны по степной равнине, в поле, клином врезающемся в лесной массив. Лошади необычные – у них по две головы: одна щиплет траву, заряжаясь силой земли, а вторая, обращенная к небу, впитывает солнечные лучи, само же тело, таким образом, становится сосудом, в котором смешиваются природные энергии. Согласно мифологии народа Саха лошадь имеет небесное происхождение. Это животное, служащее человеку другом и опорой, сопровождающее его в путешествиях и странствиях, обладает для якутов сакральным значением. Территория Владимировки, где Полисский воздвиг свой «табун», считается священной еще со времен Омогой Баай – прародителя народа Саха.

Сам автор рассказывает: «Впервые приехав сюда, я увидел какой-то совершенно космический для меня пейзаж. Сначала я подумал, что можно тут сделать какие-то летающие тарелки. Я не придумал идею на месте, мне потребовалось некоторое время. Когда я приехал в Москву, у меня все мысли собрались воедино, и я понял, что это должен быть такой мифический, не лишенный футуристского взгляда, мистический табун. Мне хотелось совместить традиции и ощущение захватываемости духа. Это дает нам погружение в бесконечно космические историю, величественность и будущее».

Проект реализовывался в тесном взаимодействии с местными жителями – и здесь Полисский остался верен своему принципу соучастного созидания. Более 360-и человек внесли свою лепту в осуществление смелого замысла художника. «Табун» до сих пор «пасется» по соседству с Владимировкой, привлекая культурных паломников и туристов со всей России.